В заводскую раздевалку заходит начальник (Иван Охлобыстин) и видит там выпившего работягу. «Обед окончен», — объявляет главный и отправляет с трудом стоящего на ногах рабочего управлять ковшом с раскаленным металлом. Не моргнув глазом он смотрит, как его подчиненные, да и он сам подвергаются риску. Школа жизни, так сказать. Зритель видит, что перед ним – «настоящий мужик». А «у настоящего мужика не может родиться больной ребенок». Но он рождается…
ДЦП – это не временно
Фильм «Временные трудности» (реж. Михаил Расходников) рассказывает о том, как родившийся с тяжелой формой ДЦП (детского церебрального паралича) главный герой Саша Ковалев (Риналь Мухаметов) из плохо ходячего инвалида превращается в «лучшего кризис-менеджера страны». Все это происходит не только благодаря его уму и упорству, но в первую очередь благодаря его отцу – Олегу Ковалеву (тому самому начальнику в исполнении Охлобыстина), который не жалел мальчика, а был с ним жестким и даже жестоким.
Еще до премьеры фильм получил множество негативных отзывов. Не только кинокритики, но в первую очередь специалисты в области ДЦП и других нарушений развития сочли главную идею ленты вредной и даже опасной. Они утверждают: ложные надежды и жестокость не помогают.
«Д – Ц – П», — театрально произносит под барабанную дробь и всполохи света перед двадцатитысячной аудиторией успешный, красивый, богатый Александр Ковалев, победивший этот недуг как «временную трудность». Не в кино, а в жизни за тремя этими буквами скрывается огромный разброс индивидуальных ситуаций с разными формами и степенями поражения. Кому-то никогда не удастся даже самостоятельно встать с кровати, а кто-то будет, говоря словами героев фильма, «как все», лишь с небольшими малозаметными особенностями.
Бывает по-разному, но для всех верно одно: ДЦП – это не временно, ДЦП неизлечим, ДЦП – это то, с чем нужно научиться жить.
А вот это как раз сложнее, чем через чудо, пусть страшное и мучительное, но зато быстрое, превратиться из человека, с трудом двигающегося и плохо говорящего, в красавчика с обложки журнала. Потому что жизнь с ДЦП – это ежедневный труд (который, к слову сказать, в фильме показан поверхностно, мельком) и ежедневное столкновение с непониманием общества (в фильме – советского, но современное отличается мало). Надо попробовать стать счастливым вот с этими исходными данными, а не с верой в то, что счастье приходит к тем, кто победит ДЦП.
В чем прав отец Саши Ковалева
Создатели фильма хотели привлечь внимание к проблеме – и у них это получилось. Никакие вопиющие случаи, когда людей с особенностями не пускали в самолет/кинотеатр/кафе, не вызывали такого бурного обсуждения в прессе. В связи с выходом фильма в СМИ и соцсетях активно высказывались профессионалы, благодаря чему тех, кто что-то знает о ДЦП, стало чуть больше.
Но шумиха закончится, а фильм останется. И зрителю будут и дальше демонстрировать хитроумное переплетение выдумки и правды. Слепив фильм из каких-то разрозненных фантастических эпизодов и картинок из жизни, не очень-то выстраивающихся в реальную канву течения болезни, авторы все же уловили несколько реальных моментов.
Безусловно, родители не должны все делать за ребенка, даже если у него тяжелые нарушения, они должны давать ему возможность быть самостоятельным в доступной для него мере. Это вроде как и пытается делать отец Саши. Но все его действия сопряжены с полным неуважением к личности ребенка. Ни слова поддержки – только запугивание и унижение.
Герой Ивана Охлобыстина с невозмутимым видом дрессирует мальчика. Но, во-первых, если у ребенка степень нарушений на самом деле очень тяжелая, то, как ни дрессируй и как ни убеждай «ты здоров», на ноги он не встанет. А во-вторых, унижающая «реабилитация», тем более со стороны близкого, родного человека, даже если и поставит на ноги, не позволит создать полноценные жизненные опоры.
Последний факт часто не учитывается родителями – вот это как раз точно подмечено создателями фильма. Многие родители готовы жертвовать своими отношениям с детьми и их психологическим здоровьем, лишь бы сделать невозможное, но, по их мнению, правильное. Годами специалисты пытаются объяснить семьям пагубность такого подхода. Фильм же наоборот его оправдывает, если не сказать, рекомендует. И обещает: ребенок вырастет и поймет, что все, что вы делали, вы делали ради его блага…
«Любовь», от которой «не убежишь!»
Множество людей осудили фильм, но найдется немало зрителей, которым посыл ленты будет близок. В самом финале повзрослевший и осознавший наконец, как сильна была к нему любовь отца, Александр сообщает папе, что скоро тот станет дедом и понадобится его помощь.
— Доверишь? – спрашивает отец.
— Да! – уверенно отвечает сын.
Из поколения в поколение передается опыт: «отец был груб, зато меня закалил и я многого добился», «меня отец бил – я человеком вырос»… До сих пор распространено мнение, что «мужское» воспитание – это воспитание грубое, не допускающее чувств и ласки. Намек на хоть какую-то вероятную нежность отца к сыну в фильме присутствует только в старых фотографиях на стене в комнате, из которой подросток сбежал в ужасе 15 лет назад. Сбежал после того, как отец заставил его после инсульта ползти 100 километров по болотам… (Почему, кстати, этот метод постинсультной реабилитации еще не запатентован?)
Здесь связь сюжета с реальностью теряется окончательно. Зритель уже смотрит не драму, а триллер и хоррор. Ночь, тайга, двое у костра. «Убежать хочешь? От меня не убежишь!» И счастливое избавление от паралича благодаря встрече с медведем.
Но если кому-то в голову пришло изобразить «настоящую» отцовскую любовь таким образом, значит, найдутся и зрители, которые тоже видят ее такой. Вероятно, найдутся и те, кто воспримет не как психическое отклонение, а как проявление силы бесстрастное (лишь немного брезгливое) выражение лица героя Ивана Охлобыстина. Выражение лица, с которым он отправляет пьяного рабочего управлять ковшом, забирает ребенка из роддома и спускает инвалидную коляску (хорошо хоть без мальчика) с лестницы, с которым он идет впереди ползущего за ним по грязи и воде в холодном лесу сына-подростка: «Может, на ноги поднимешься? А, я забыл, ты ж инвалид!», «Веселей, сынок!»
И ведь кто-то скажет, что это не бесчувственный психопат, а «настоящий мужик», у которого все под контролем, он правильно мыслит и действует, всегда уверен в себе и в том, что все, что не так как ему хочется, лишь «временные трудности». Смотрите, в итоге-то он победил!
Человек-победитель и его инструкция
Вероятно, зритель должен был понять, что все происходящее на экране — это кинематографическая условность. Но есть маленькое уточнение от создателей: «Основано на реальных событиях».
Некоторые эпизоды фильма практически повторяют то, что бизнес-тренер Аркадий Цукер рассказывает о своей победе над ДЦП и о своем методе решения проблем. Это ему отец, со слов Цукера, когда-то вытряхнул на постель помойное ведро, потому что «нормальные дети выносят мусор». Это его отец заставил шесть часов (в фильме — в районе получаса) завязывать шнурки, а потом сообщил, что в гости идти поздно, пора спать. Это его отец девять часов (этот эпизод почему-то не вошел в фильм) смотрел, как в раздевалке детского садика сын застегивает непослушными пальчиками одну-единственную пуговку. Это ему отец сказал когда-то: «Ты не болен, это – временные трудности». И – вуаля – Аркадий стал здоровым, и теперь продвигает свою философию.
Правда, он не говорит, насколько тяжелым было его заболевание на самом деле. Но это неважно. Ведь его задача – замотивировать людей, заставить их поверить в себя. И здесь можно додумать, добавить, приукрасить – в этом бизнесе так принято.
Вот пару лет назад Цукер рассказал на одном из своих тренингов историю о скромной гардеробщице ресторана, которая в 2,5 раза увеличила прибыль заведения. История разлетелась по интернету и до сих пор восхищает и вдохновляет некоторых пользователей, несмотря на то, что опытные рестораторы ее тут же опровергли.
Вот и здесь так же: больше красок, ужасающих деталей, ярких мазков – и вот перед нами человек-победитель и его инструкция как жить!
Но есть темы, которые не допускают такого отношения к себе. Невозможно в воспитании детей – обычных или с особенностями здоровья – руководствоваться мотивационными сказочками. Если история про гардеробщицу, в общем-то, безобидна, то детско-родительским отношениям распространение агрессивных легенд и советов может реально навредить.
Вы никогда не видели, как маленький ребенок без поддержки, но под командованием папы «давай, лезь, ты можешь!» забирается на высоту, а потом срывается, потому что его детских силенок пока недостаточно для такого упражнения? Это жутко.
Создатели фильма в финале вложили в уста Ивана Охлобыстина пояснение: «Я никогда не заставлю тебя делать то, что ты не можешь, а только то, что ты боишься». Но вот беда, самоуверенный и бесчувственный человек, каким предстает перед зрителем Олег Ковалев, вряд ли может реально оценить возможности ребенка. В кино он, конечно, угадал. А вот в жизни так бывает не всегда. И цена ошибки может быть слишком велика.
UPD. 4 октября на странице Аркадия Цукера в Фейсбуке появился пост, в котором заявляет, что фильм в том виде, в котором он вышел на экран, не имеет никакого отношения к его истори: «В картине пропагандируются взгляды и ценности полностью противоположные моей жизненной позиции и жизненным ценностям моей семьи. Созданный образ жестокости, насилия и сомнений в ребенке пусть остается на совести авторов, создающих драматургию не там, где она есть на самом деле. Отец никогда не был жестоким человеком«.